Начнем издалека. Болгария – это христианская страна, множество праздников посвящено именно этой религии. Именами святых названы болгарские курорты и древние города. В стране с тех времен как было принято христианство, построено много культовых сооружений в честь святых. Вот несколько имен канонизированных святых и их деяния:
Итак, начнем со старейшин. Святой Влас (Власий Севастийский ок. 316) – считается покровителем торговцев и скотоводов. Святой Власий приобрел благодать перед Богом с помощью котой исцелял больных и немощных, даже после смерти. Его канонизировали как мученика, который претерпел много мук и испытаний за христианскую веру. Он был епископом города Севастия в римской провинции Каппадокии. В православной и католической религии считается покровителем животных, так как благословлял и исцелял зверей пустынных.
Святые Константин и Елена – это мать и сын. Константин (Флавия Валерия Аврелия Константина 306 – 337 гг) – император священной Римской империи, который сделал великую державу христианской обителью. Он покинул языческую столицу Рим и создал новую столицу христианства – Византию (Константинополь). Елена (Флавия Юлия Елена Августа ок. 250—330 гг) – мать римского императора Константина I, была христианкой, не смотря на то, что в те времена на эту веру были гонения в Риме. Благодаря ее заслугам, при ее жизни проводились раскопки в Иерусалиме и был найде Гроб Господень и Животворящий Крест. По приказу Елены, все места связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, были освобождены от всяких следов язычества, там же она повелела воздвигнуть христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин приказал соорудить прекрасный храм во славу Воскресения Христа. Императрица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году. В конце жизни Константин всей душой принял святое крещение. Скончался император в день Пятидесятницы в 337 году, быв погребен в церкви святых Апостолов.
Енравота (Боян, Воин) – почитается как первый болгарский мученик. Он был сыном хана Омургата, правителья Болгарии с 814 по 831 год. После смерти хана на пристол встает его младший сын — Маламир. По сведениям охридского архиепископа XI века Феофилакта, Енравота упрашивает своего брата выпустить из тюрьмы, греческого священника Кинама. Боян принимает крещение от него, а об этом узнает его младший брат язычник Маламир и требует отречься от новой веры, на что старший брат отвечает отказом. За презрение языческой веры Енравота был казнен и после крещения Болгарии причислен к лику святых-мучеников. Память о нем совершается 28 марта.
Наум (также известен как Преславский и Охридский, 830-е — 23 декабря 910 года, Охрид). Вместе с Кириллом и Мефодием, а также Климентом Охридским продвигалрелигиозную культуру и письменность. Он являлся одним из переводчиков святого писания на славянский языку. Он основал собственный монастырь на берегу озера Охрид, который сейчас носит его имя и где захоронены его останки. Говорят, что от мощей святого совершаются чудеса.
Климент Охридский (ок. 840 — 17 июля 916) – последователь Кирилла и Мефодия. Он как Горазд Охридский был изгнан из Моравии католическими священниками. В Болгарии где он очутился, был послан царем Борисом проповедовать Слово Божие в западную часть Первого Болгарского царства. Климент организовал в районе Охрида первую книжную школу. Он сам написал много текстов на священную тематику: похвальные слова Богоматери и Предтече, жития святых, перевод «цветной Триоди». Ученые считают, что именно Климент Охридский создал кириллицу, а братья Кирилл и Мефодий – глаголицу.
Борис I (1-я пол. IX в.—2 мая 907, при крещение дано имя Михаил) — хан Болгарии с 852 по 889 год, после крещения в 864 году официальный титул — царь. Царь Борис I канонизирован православной болгарской церковью за то, что сделал Христианство государственной религией страны в 865 году и известен как креститель Болгарии.
Иоанн Рильский (болг. Иван Рилски, около 876 село Скрино на правом берегу реки Струмы — 946 Рильский монастырь). Жизнь преподобного Иоанна – это жизнь полная благословений и лишений за веру Христову. Поступивши в монастырь послушником, он учится читать и писать священные книги. Позже он уединяется из монастыря и поселяется в шалаше на безлюдном месте, питаясь только растениями. Его сгоняют с места разбойники и он уходит жить в пещеру, где к нему присоединяется его племянник Лука, желающий уйти от земной жизни. Вместе они были недолго, вскоре Луку находит его отец и забирает домой, по дороге юноша умирает от укуса змеи. Двенадцать лет Иоанн прожил в пещере один в молитве и посте. Дальше его путь пролегал через Рильские горы, некоторое время он жил в дупле дерева, питаясь лишь травой. За такое терпение Бог дарует святому бобы, которые росли сами по себе. Однажды пришли к тому месту пастухи со стадом свиней и обнаружили отшельника. Он предложил им отведать чудесных бобов и один из пастухов не удержавшись, прихвотил несколько стручков с собой. По возвращении домой, мужчина захотел угостить бобами своих знакомых, но они вдруг исчезли. После этого случая Иоанн стал известным в тех краях проповедником слова Божия и целителем. Слух о святом донесся до болгарского царя Петра (927-969), который пожилал видеть его, но отшельник отказался и написал ему послание. Через некоторое время Иоанн переселился в пещеру попросторнее, чтобы уйти от глаз человеческих и продолжал свой аскетичный образ жини, посвящая все время молитве. Вскоре взле него стали селиться люди, которые также желали уединения. Святой Иоанн организует монастырь недалеко от реки Рыло. Многие годы он был игуменом рильской обители, а в монастыре первоначально проживало около 60 человек. Преподобный составил свой «Завет» монашеской жизни, который и проповедовал. Последние пять лет жизни он провел в пещере, где мирно умер 18 августа 946 года. Его тело похоронено в Рильском монастыре, созданном им. Через несколько лет Иоанн Рильский явился игумену Рильского монастрыря, повеле перенести его мощи в город Средец. Когда гроб был открыт, тело святого осталось нетленным. Их перенесли в Средец, а в XII веке при храме его имени был основан монастырь. В Рильский монастырь мощи святого вернулись в несколько десятилетий спустя. Празднование возвращения останков святого Иоанна было установлено 1 июля.
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815—885, Велеград, Моравия). Два брата священника из греческого города Салоники. Они стали создателями славянской азбуки и церковнославянского языка. Являлись проповедниками православной христианской веры. В русском православии дни памяти святых: Кирилла —27 февраля, Мефодия — 6 апреля.
Пётр I – царь Болгарии с 927 по 969 года. Военные набеги сербов и венгров во времена его правления разоряли Болгарию. Сначала он обязан был платить им дань, а потом беспрепятственно пропускал их для набегов на Византию и не помогать империи, хотя с ней он был в мирных отношениях. При правлении Петра болгарская церковь стала независимой от Константинополя. Он щедро одаривал ее подарками и привилегиями. После поражения болгарских войск от Руси, Петр отрекается от трона в пользу своего сына Бориса II и ушел в монастырь, где и провел остатки своих дней. Память по нему совершается 12 февраля.
Горазд Охридский – был ученик Мефодия, составителя славянской азбуки и после смерти учителя занял его место архиеписопа в Моравии. Он почитается православной церковью в лике святителя, т. е. священнослужитель-епископ, который своей святой жизнью и праведным пастырством осуществлял заботу о Божей Церкви в её движении к Царству Небесному. Раскол в церковных кругах В 885—886 годах в Моравии, пошатнул главенство православия. Немецкие католические священники начали активную борьбу за Моравский край и выйграли. Князь Святополк I, отдал на суд латинским священникам православного архиепископа Горазда. Он был изгнан, а с ним еще несколько священников, мешавших развитию новой католической религии. Они переселились в Болгарию и продолжили свое святое дело. Ученики создали всемирно известные литературные школы в Плиске, Охриде и Преславе, откуда их труды начали движение по Руси. День памяти о нем Горазде Охридском — 27 июля.
Димитрий Басарбовский (XII-XIII вв.) –почитается в православие как преподобный. Преподобным считается тот святой, который еще при жизни своей стал подобен Христу по поступкам своим и мыслям. Говорят, что он был пастухом, с большой любовью относился он ко всякому живому существу. Даже, однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходить босым зимой и летом. По одной из версий жизни Димитрия, преподобный Паисий Хиландарский в его «Славяно-болгарской истории» пишет, что он сознательно провел всю свою жизнь в отшельничестве и уединении на берегу речки, выращивая виноград, где и умер. Другая версия гласит, что Димитрий был женат, но у них в семье не было детей. После смерти жены он посвятил свою жизнь монашеству. Перед смертью святой удалился из монастыря на берег реки Русенски-Лом и под большими камнями, как в гробнице умер. Когда поднялась река, ее воды смыли тело усопшего. По преданию, останки Димитрия были обнаружены после того как святой явился во сне явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи подняли со дна реки и положили в сельской церкви где они стали почитаться верующими, за их способность исцелять.
Евфимий Тырновский (ок. 1325 Тырново, Второе Болгарское царство — ок. 1403, Бачковский монастырь) – он является последним патриархом Второго Болгарского царства. Ефимий написал множество книг на священную тематику и имел несколько последователей и учеников. Одни из известных: «Житие Ивана Рильского», «Житие Иллариона Мыгленского», «Житие Филофеи Темнишской», «Житие Петки Тырновской», «Похвальное слово о Михаиле Воине», «Похвальное слово о Иоанне Поливотском», «Похвальное слово о святой Неделе», «Похвальное слово о святых Константине и Елене», «Послание Киприану», «Послание митрополиту Арсению», «Послание тисменскому монаху Никодиму». Патриарх Евфимий канонизиран как святой, его память почитается 20 января.
Паисий Хилендарский (1722, Банско — 1773, Амбелино). Быв человеком необразованным, удалился в монастырь, где написал свой труд «Славяно-болгарская история». Книга состоит из нескольких частей: двух введений, нескольких глав, посвященных важнейшим историческим событиям; раздел о служении Кирилла и Мефодия, называемых учителями славян; раздел, повествующий об основных Болгарским святых; завершается книга эпилогом. Пайсий является одним из самых знаменитых людей Болгарии, в честь него названы улицы, Пловдивский университет и учреждена награда, присуждаемая деятелям культуры. Своим литературным трудом он вдохновил патриотов Болгарии и стал духовным отцом Болгарского Возрождения.
Софроний Врачанский (до пострижения Стойко Владиславов; 1739, Котел — 22 или 23 сентября 1813, Бухарест). Был выходцем из семьи скотовода, учился в шклое при монастыре и через некоторое время стал священником. 17 сентября 1794 года он стал епископом Врачанским под именем Софрония. Он встречался с Паисием Хилендарским, который показал ему свой труд «Славяно-болгарская история», с которого Софроний сделал копию. Переехав в Бухарест, стал автором первой печатной книги «Неделник» — сборник правил для всех церковных праздников.Он стоял у истоков болгарского современного литературного языка и книгопечатания. «Житие и страдания грешного Софрония» автобиография Сафрония. Также как и Паисий Хилендарский стал вдохновителем Болгарского возрождения. Состоял в сообществах направленных против Османского владычества, вел бурную социальную жизнь. Канонизирован 31 декабря 1964 года как православный святой.
Анастасий Струмицкий — (болг. Спас Струмски (Солунски) — 8 или 29 августа 1794, Салоники) — в православной церкви почитается как мученник. День памяти о нем совершаетсяв Болгарии — 29 августа.История гласит, что Анастасий был оружейником (в греческих источниках — торговцем одеждой). В двадцатилетнем возрасте он пошел в город Солоники на работу. Он поступил учеником к одному мастеру. На рынке, где он торговал, должен был стоять одетым в турецкую одежду. Однажды от него потребовали произнести мусульманское исповедание веры, он отказался. За это его заключили в тюрьму и пытали за неуважение к мусульманской вере. По пути на казнь он скончался от истязательных ран.
Евгений Босилков (1900-1952) – болгарский католический епископ, канонизирова церковью за его мученическую смерть. При коммунистической власти в Болгарии во время антицерковной политики властей был заключен под стражу и подвергся пыткам. Не добившись от него признаний в деле заговора католической церкви против свержения коммунистического режима, был приговорен к расстрелу. Приговорен приведен в исполнение 11 ноября 1952.
Продолжаем обзор святх Болгарии. В предыдущей статье мы затронули мужчин святых. Здесь упомянем женщин.
К первым святым женщинам причислим и мать Константина Елену. Елена (Флавия Юлия Елена Августа ок. 250—330 гг) – мать римского императора Константина I, была христианкой, не смотря на то, что в те времена на эту веру были гонения в Риме. Благодаря ее заслугам, при ее жизни проводились раскопки в Иерусалиме и был найде Гроб Господень и Животворящий Крест. По приказу Елены, все места связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, были освобождены от всяких следов язычества, там же она повелела воздвигнуть христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин приказал соорудить прекрасный храм во славу Воскресения Христа. Императрица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
Параскева Сербская (XI век) – православная святая, которая прославилась своим аскетичным образом жизни. История ее жизни гласит, что после смерти своих родителей она раздала все имущество и пошла в Константинополь, где приняла постриг в монастыре. После некоторого времени она уходит в Иорданскую пустыню и становится отшельницей. Два последних года жизни провела дома. Скончалась и была похоронена в безызвестности. В 1238 году ее мощи были обретены чудесным образом и обрели покой в городе Тернов, но не надолго. Их несколько раз перевозили во время захватнических войн, последнее место их прибывания – город Яссы в Румынии. День ее памяти — 30 августа.
Злата Могленская – о жизни святой известно из текстов 1799 года, написанных преподобным Никодимом Святогорцем. За свою мученическую смерть она была причислена православной церковью к лику святых. Будучи прекрасной девицей из бедной сельской семьи, она приглянулась одному турку, который похитил ее и заставлял перейти в ислам, но она не согласилась. Не согасилась она и тогда когда об этом ее упрашивали родные. В наказание за это иноверцы подвергли Злату пыткам и повесив на груше изрубили ее тело саблями. Девушки погребли односельчане. В 1912 году её причислили к лику святых. Память совершается о ней 13 и 18 октября.